Ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка в 2024 году


  • Ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка с 01 января 2023 года заменяется новым ежемесячным пособием в связи с рождением и воспитанием ребёнка, введенным в единую систему государственных пособий семьям с детьми, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (статья 9). Если ребенок родился до 31 декабря 2022 года включительно предусмотрено правило выбора:  сохранить прежние выплаты или перейти на новое единое пособие. Возможность пользоваться выплатами по старым правилам сохраняется у семей до истечения периода права выплаты. Для детей, рожденных c 1 января 2023 года, можно оформить только новое пособие.

В целях совершенствования демографической политики страны Указом Президента РФ "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" руководителям регионов рекомендовано до 1 июля 2012 года установить нуждающимся в поддержке многодетным семьям ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Этим же Указом Правительству страны поручено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов РФ, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по стране.

Условия предоставления федеральной субсидии на софинансирование расходных обязательств при назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка в регионах установлены пунктом 3 Приложения 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации").

Ежемесячное пособие на третьего ребенка и последующих детей смогут получить только те многодетные семьи, у которых средний доход на каждого члена семьи будет ниже среднего дохода в регионе их проживания. Размер ежемесячного детского пособия на третьего ребенка зависит от величины прожиточного минимума для детей в каждом конкретном регионе.

Так как прожиточный минимум каждый год пересматривается, то будет изменяться и размер ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям. Так, на 2018 год предполагается, что сумма ежемесячного пособия на третьего ребенка будет в среднем составлять 10523 рубля, в 2019-м - 10 836 рублей, а в 2020-м - 11 143 рубля.

18 октября 2017 года внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 “О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации”.

  • Согласно решению Президента РФ изменен критерий, на основании которого регионам выделяются средства из федерального бюджета для ежемесячных выплат на третьего и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года. Таким критерием  с 1 января 2018 года будет являться величина суммарного коэффициента рождаемости, не превышающая фиксированную величину – 2, а не величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по стране как было раньше.

Новый федеральный проект “Финансовая поддержка семей при рождении детей” национального проекта “Демография” для регионов, входящих в Дальневосточный федеральный округ, предусматривает дополнительные меры поддержки дальневосточных семей при рождении детей, включающие в том числе оказание поддержки за счет средств федерального бюджета на осуществление с 1 января 2019 года выплат при рождении третьего ребенка или последующих детей независимо от текущей величины суммарного коэффициента рождаемости в этих регионах.

Указом Президента Российской Федерации от 25 ноября 2019 г. N 570 в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" внесено изменение, устанавливающее:

“Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, осуществлять с 1 января 2020 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации.”

В силу этого с 1 января 2020 года количество “льготных” регионов увеличилось до 75. В 2019 году таких регионов было 62.

  • Перечень регионов с низким уровнем рождаемости, в отношении которых согласно Указа Президента будет осуществляться федеральное софинансирование расходных обязательств по выплате ежемесячной денежной выплаты в 2022 году утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2021 г. N 2218-р. В Перечне 77 регионов с наиболее неблагополучной демографической ситуацией (с 2021 года добавилась Республика Татарстан, а с 2022 года - Краснодарский край). Этим регионам в 2022 году будут оказаны меры социальной поддержки при рождении третьего ребенка на условиях федерального софинансирования.

76 субъектов из числа включённых в Перечень 2022 года соответствуют критериям отбора (величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, а также отмечается миграционная и естественная убыль населения) или входят в состав указанных выше федеральных округов.

В отношении Севастополя, где величина суммарного коэффициента рождаемости с 2018 года превысила 2, в 2022 году будет продолжено софинансирование Программы из федерального бюджета до исполнения детям, в связи с рождением которых назначены выплаты, трёх лет.

В соответствии с рекомендациями Указа Президента РФ "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", регионы, не вошедшие в льготный список, могут принимать решения о предоставлении многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка и последующих детей исходя из возможностей регионального бюджета.

Часть регионов из числа тех, кто в разное время не входил в федеральный перечень, уже принимали решение о введении такой выплаты с 1 января 2013 года. Регионы, решившие выплачивать ежемесячную поддержку многодетным семьям из собственных средств: Республика Хакасия, Иркутская, Московская, Новосибирская, Томская и Тюменская области, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Часть из этих регионов теперь переходит на федеральное софинансирование. Но есть и регионы, которые установили ЕДВ при рождении 3-го ребенка в полном соответствии с федеральными рекомендациями. Это - Санкт-Петербург и Ненецкий автономные округ. НАО принял решение о введении ежемесячных денежных выплат при рождении третьего ребенка в мае 2014 года, став последним из 11 субъектов Северо-Западного федерального округа, установивших такие выплаты.

Предпримаемые дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей нацелены на то, чтобы третий ребенок в семье стал нормой.

Подробнее о Порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет многодетные семьи могут ознакомиться в информационном разделе своего региона проживания.

Федеральные детские пособия и выплаты по уходу за ребенком

Все пособия и выплаты


Популярные ответы на вопросы по детским пособиям



Как рассчитать пособие по беременности и родам в случае, когда у работницы в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже МРОТ?

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая...

Как рассчитать пособие по уходом за ребенком до 1,5 лет в случае, когда у работницы в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже МРОТ?

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая...

Какова продолжительность отпуска по беременности и родам?

Продолжительность отпуска по беременности и родам (декретного отпуска) установлены статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ и составляет...

Все ответы на вопросы